Для того, чтобы выяснить возможный результат от перепрограммирования, сначала тюнеры произвели исчисление параметров с помощью стенда, считывающего мощность. Подключив необходимые элементы оборудования, автомобиль оказался готов к считыванию информации о его рабочих параметрах. Приняли решение стартовать с ЭБУ «Январь 5.1.1» с серийной прошивкой под кодовым названием J5V13i02. В целях безопасности желательно было отойти от стенда. Специалист установил охладительные воздушные пушки и начинает разгонять двигатель. Мотор раскручивали до отсечки, которая находилась в пределах 6 210 оборотов в минуту. И буквально сразу же на дисплее стенда тюнеры могли наблюдать внешнюю скоростную характеристику. Как оказалось, мощность испытуемого мотора оказалась ниже указанной в паспорте автомобиля на несколько л. с. В пределах от 2 500 до 3 000 «оборотов» в скоростных характеристиках отчетливо прослеживается «фиаско», что совпадает с жалобами многих водителей ВАЗов.
Следующим шагом стал процесс проверки двигателя на эластичность. При полностью нажатой педали акселератора на 4-й скорости в диапазоне от 40 до 120 км/ч время разгона составило 7,7 секунды. Но так как на двигатель в данном случае не действовала сила сопротивления воздуха, то реальное время разгона будет больше.
Теперь специалисты по чип тюнингу ВАЗ приступают к тюнингованному варианту прошивки. В данной ситуации такой версией стала J5D13Т71, которая была настроена под стоковый двигатель с использованием специализированного программного пакета. В результате перепрошивки, возросли все динамические показатели: на несколько «лошадей» увеличилась мощность (на 2,8 л. с.), повысился максимум крутящего момента (на 8,5 Нм), который достигается на 90 оборотов двигателя раньше, исчезла «яма» на низах. Время разгона также стало более перспективным — с прежних 7,7 секунды уменьшилось до 6,67 секунды.
Таким образом, тюнеры вполне обосновано пришли к выводу, что доводка данного блока управления двигателем влияет на динамические показатели автомобиля.
Следующим шагом в работе специалистов по чип тюнингу ВАЗ стала установка другого блока управления — VS-5.1. Как и в первом случае, первый замер производим со стоковой прошивкой — V5V13i02. Данное тестирование показало весьма интересный результат. Дисплей стенда показал, что мощность двигателя ВАЗ-2111 составила 79,4 «лошадки», что почти на 3 л. с. больше заявленной автопроизводителям мощности. Эластичность силового агрегата также приятно удивила: разгон от 40 до 120 км/ч составил 6,46 секунды. Специалисты не ожидали таких ошеломляющих результатов: получается, что стандартная прошивка ЭБУ VS-5.1 по ряду характеристик превалирует над тюнингованной «Январь 5.1.1».
Ну а теперь «зашиваем» прошивку V5D13Z91, чьи калибровочные характеристики приближены к версии R61. Считываем данные с монитора стенда и делаем вывод: программа с более насыщенной рабочей смесью и более ранним углом опережения зажигания показала куда более низкие результаты по сравнению со стоковой. Единственное, что изменилось в лучшую сторону, — пропала «яма» на низах. Данная версия прошивки будет импонировать тем водителям, которые привыкли к спокойной и размеренной езде. Разгон в нашем диапазоне скоростей также почти не изменился (он стал меньше на 0,03 с).
Между тем, погрузившись в измерение момента и мощности, не стоит забывать и о других немаловажных характеристиках двигателя: выбросы СО, экономичность и т.д. Также стоит вопрос о том, насколько изменения качества смеси и характеристик зажигания мотора будут влиять на общий ресурс силового агрегата. Но одно специалистам по чип тюнингу ВАЗ удалось выяснить наверняка: чип тюнинг двигателя весьма неоднозначно влияет на динамические характеристики автомобиля. Поэтому вам нужно поставить четкие цели при «чиповке» мотора — то ли это повышение общей мощности автомобиля, то ли увеличение величины момента в определенном интервале «оборотов», и, в связи с этим, найти высококвалифицированного специалиста, который сможет воплотить ваши цели в жизнь. Следовательно, чип-тюнинг автомобиля и стоит определенных денег, хотя на первый взгляд этот процесс не представляется сложным.