Ксеноновые фары и галогеновые: «за» и «против» Ксеноновая лампа представляет собой сосуд, вмещающий смесь инертных газов, среди которых имеется сам ксенон. В отличие от галогеновой лампы, ксеноновая не имеет нити накаливания. Между двумя электродами ксеноновой лампы возникает дуговой разряд, который дает такой яркий свет.
Автолюбители сейчас стараются не только приобрести новую машину с ксеноновыми фарами, но и поменять свои старые «галогенки» на ксенон. Вполне логичное решение, ведь ксенон имеет ряд неоспоримых достоинств:
1. Ксеноновая фара мощнее галогеновой, как минимум, в два-три раза, ведь максимальный световой поток «галогенки» равен 1550 лм, а ксеноновой лампы — 3200 лм. Кроме того, стоит учитывать, что в зависимости от температуры цвета ксенона, яркость можно еще значительно увеличивать. Свет ксеноновых фар, в сравнении с простыми, многим ярче, в результате путь по ночной трассе становится более безопасным: лучше видна дорожная разметка и дорожные знаки.
2. В сравнении с галогеновыми, ксеноновые фары потребляют мощности на 40% меньше. К тому же ксеноновые лампы практически не греются, отдача тепла составляет всего 7% от мощности потребления, у галогеновой этот показатель зашкаливает за 40%. Стоит помнить, что чем больше электрика автомобиля потребляет энергии, тем сильнее уменьшается срок эксплуатации генератора. А вместе с генератором быстрее изнашиваются и другие элементы двигателя.
3. Цветовая температура, максимально приближенная к дневному свету, составляет порядка 5500К. Минимальная температура ксеноновых фар — 4200К (то есть, максимальное отклонение от нормы — 24%), но вы можете приобрести фары цветовой температуры даже 12000К. А максимум, который можно «выжать» из галогеновых фар — 3200К, то есть, отклонение от нормы, в лучшем случае, составляет 42%. При этом стоит отметить, что лучшая видимость достигается именно благодаря свету, максимально приближенному к дневному. К тому же, ксеноновые фары более щадящие для зрения.
4. Устойчивость ксеноновых фар к повреждениям. Благодаря тому, что в ксеноновой лампе нет нити накаливания, при вибрациях или ударах кузова нечему обрываться. Однако при серьезном повреждении ксеноновой фары за покупку новой придется заплатить значительно больше.
5. Срок эксплуатации ксеноновых фар больше срока эксплуатации галогеновых примерно в 8-10 раз. Галогенные лампы «живут» около 400 ч, в то время как ксеноновые лампы — 3000-4000 ч. Как показывает статистика, в среднем головной свет используется около 4 ч в день, то есть, комплекта ксеноновых ламп при активной езде вам хватит почти на два года.
6. Ксеноновые лампы намного лучше помогают при плохой видимости (в дождь, туман, метель и др.). Так, галогеновая лампа при тумане или дожде создает так называемое явление «светящейся стены» — когда фары освещают не дорогу, а столб тумана или капли дождя. Все спектры свечения ксеноновых фар находятся в достаточно узком диапазоне, то есть, это высококогерентный источник света. А, как известно, чем выше когерентность, тем меньше на свет влияет окружающая среда. Таким образом, ксеноновые лампы не создают эффекта «светящейся стены».
Чтобы не ослеплять водителей попутного и встречного транспорта, ксеноновые лампы имеют проекционные линзы, которые направляют луч света непосредственно на дорогу. Имеется и автоматическая регулировка угла фар по высоте, которая корректирует его в зависимости от уровня загруженности автомобиля.
Также отметим, что человеку, разменявшему свой шестой десяток, нужно почти в 10 раз больше света для выполнения действий, чем нужно 20-летнему.
Среди недостатков ксенона можно выделить немалую стоимость комплекта ксеноновых ламп. А если из стоя выйдет лишь одна ксеноновая лампа, то придется раскошелиться на замену всех. Чтобы загорелись ксеноновые фары, потребуется несколько секунд, тогда как галогеновые загораются мгновенно, так что ксеноном «поморгать» не выйдет. Яркость света также набирается не сразу, а постепенно.